Нина Широкова, Нина Шаталова
По материалам: Журнал "Обучение в России"
№ 6, сентябрь 2002
Образование в частных вузах России. Факты и комментарии.
Вам образование или диплом?
Давно уже сложилось представление, что в частный вуз идут
две категории людей: те, кого не приняли ни в один государственный,
и те, кому нужно от вуза больше, чем может дать большинство
госуниверситетов, особенно по новым, постперестроечным специальностям.
Представлению этому, как и старейшим российским негосударственным
вузам, уже 10 лет. И все 10 лет для этих двух категорий людей
существуют две категории частных вузов - те, что дают образование
и документ об этом образовании, и те, что дают только документ.
Последних, к сожалению, больше.
Вскоре, однако, эта ситуация может измениться.
По словам министра образования Владимира Филиппова, он не
будет возражать, если через несколько лет в стране останется
лишь десяток - другой негосударственных вузов - сильнейших.
Тенденции
В последнее время лицензии на право ведения образовательной
деятельности ежегодно получали около 40 вновь открываемых
негосударственных вузов. Доля негосударственных вузов в общем
числе гражданских вузов России уже перевалила за 40%, аккредитована
примерно половина из них, в настоящий момент - 250. Еще интенсивнее
увеличивается число филиалов. Распределение вузов по регионам
таково: лидируют Москва, Санкт-Петербург и Северный Кавказ.
Число негосударственных вузов, обучающих
более чем по пяти направлениям и специальностям, то есть уже
действительно похожих на вузы, составило более четверти. Но
по-прежнему в большинстве учебных заведений готовят в основном
специалистов по праву и отраслям экономики. Популярна также
подготовка студентов по специальностям и направлениям коммерции,
лингвистики, филологии, социальной работы и социально-культурного
сервиса, туризма, психологии, экологии, философии, теологии,
социологии, педагогики, культурологии, истории, информационных
систем, прикладной информатики, природопользования и охраны
окружающей среды. В общем, более 90% частных вузов готовят
гуманитариев, выпуск которых уже превышает потребности общества.
И у всего этого есть вполне понятная причина.
Деньги. Гуманитариям не нужны ни химреактивы, ни измерительные
приборы. Их "себестоимость" минимальна.
Давайте подсчитаем.
То, насколько различается "себестоимость" подготовки
студентов разных специальностей, наглядно иллюстрирует разработанная
в прошлом году Министерством образования методика расчета
показателя экономической устойчивости образовательного учреждения,
которая используется уже почти год при лицензировании новых
программ (специальностей) и при государственной аккредитации
вуза.
Расчет, выполненный по этой методике,
показывает, что в зависимости от региона размещения вуза годовая
стоимость обучения группы студентов из 25 человек находится
в пределах: для технических - от 600 тыс. до 1,2 млн. рублей.
- для гуманитарно-социальных и педагогических
образовательных программ (специальностей) - от 300 до 600
тыс. рублей;
- для экономических и математико-информационных - от 330 до
650 тыс. рублей;
- для естественнонаучных и медико-биологических - от 520 тыс.
до 1 млн. рублей;
- для технических - от 600 тыс. до 1,2 млн. рублей.
Теперь, наверное, всем понятно, почему шансы абитуриента найти
частный вуз, готовящий химиков или микробиологов, близки к
нулю.
Нижние пределы стоимости обучения Минобразования
объявило минимально допустимыми для получения лицензии по
соответствующей специальности. При этом затраты вновь открываемого
образовательного учреждения будут превышать затраты в уже
функционирующем образовательном учреждении. Поэтому от вновь
открываемых вузов Минобразования требует теперь предоставления
бизнес-плана на пять лет.
Так что вузы, открытые или аккредитованные
после 1 декабря 2001 года, хоть как-то проверены министерством
на экономическую устойчивость. Но ведь большинство-то прошло
эти процедуры раньше...
Что ж, в Минобразования есть и своего рода
"шкала", по которой каждый абитуриент сам может
заранее определить, что даст ему избранный им негосударственный
вуз, - знания или только диплом.
Так как в подавляющем большинстве негосударственные
вузы работают за счет средств, вносимых студентами за обучение,
по уровню оплаты можно приблизительно судить о возможности
соблюдения ими государственного образовательного стандарта.
В прошлом учебном году при приеме на дневное отделение 14%
московских вузов установили оплату в 500 у.е. и ниже, 18%
- 500 - 750, 10% - 900-1100, 15% -1100-1300, 15% - 1300-1600,
12% - 1600-2000, 16% - от 2000 - 4500 у.е. Но в Минобразования
полагают, что для обеспечения нужного уровня преподавания
плата за обучение одного студента должна составлять минимум
900 у.е. в год (речь идет о студенте-гуманитарии, т.к. более
"дорогостоящие" специальности на образовательном
рынке крайне редки). Таким образом, можно предположить, что
около 32% московских негосударственных вузов, привлекая абитуриентов
заниженной оплатой за обучение, не имели финансовых возможностей
для соблюдения государственного образовательного стандарта.
Еще 25-40% могут обеспечить выполнение государственного образовательного
стандарта, но при этом не имеют средств на дальнейшее развитие
материальной базы. И только 28% вузов в полной мере располагает
финансовыми возможностями для качественного обеспечения учебного
процесса и развития материально-технической базы.
Так что смотрите на "прейскурант"
и решайте сами, что выбрать: программу-минимум (получить какой-никакой
диплом) или программу-максимум - хорошее образование за хорошие
деньги.
По минимуму...
В который раз напомним, что у вуза, куда вы поступаете, должна
быть не просто лицензия, но лицензия на обучение по избранной
вами специальности. В рекламе вам наверняка обещали диплом
государственного образца. Но из более 400 негосударственных
вузов только примерно половина прошла государственную аккредитацию,
то есть имеет право выдавать дипломы, которые признаются государством.
Так что нужно уточнить, как у вуза обстоит дело с аккредитацией.
Практически все частные вузы в рекламных
объявлениях обещают также отсрочку от службы в армии. Однако
право на отсрочку определяет не ректор вуза, а закон "О
воинской обязанности и военной службе". А он гласит,
что отсрочку получают студенты "имеющих государственную
аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)
негосударственных образовательных учреждений... на время обучения,
но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных
программ". Право на отсрочку от призыва сохраняется за
гражданами в случае повторного поступления в образовательное
учреждение того же уровня (в нашем случае - вуз) при условии
обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении
этого уровня или однократного перевода в образовательное учреждение
того же уровня, а также в случае однократного использования
академического отпуска. Отсрочки лишаются студенты, отчисленные
за нарушение уставов или правил внутреннего распорядка вуза.
По максимуму...
На что же вы можете рассчитывать в идеале,
поступая в хороший негосударственный вуз? На обучение в нормальных
аудиториях, а не в комнате ДЭЗа, к примеру. Все больше частных
вузов приобретают здания или помещения в собственность, оперативное
управление или долгосрочную аренду (например, Смоленский гуманитарный
университет, Татарский институт содействия бизнесу, Российский
новый университет, Новосибирский гуманитарный институт, Московский
открытый социальный университет, Ессентукский институт экономики
и права и т.д.).
Более половины аккредитованных частных вузов
предлагают довузовскую подготовку в профильных классах общеобразовательных
школ, имеют подготовительные курсы. Это, например, Международный
эколого-политологический университет (Москва), Новосибирский
гуманитарный институт, Российский новый университет (Москва),
Самарская гуманитарная академия, Региональный открытый социальный
институт (Курск), Ростовский институт управления, бизнеса
и права, Смоленский гуманитарный институт. Татарский институт
содействия бизнесу, Международный институт менеджмента ЛИНК.
Около сотни вузов предлагают программы дополнительного
профессионального образования, есть и магистратура (это направление
развивают Международный университет, Московская гуманитарно-социальная
академия).
Вы можете найти частный вуз, практикующий
инновационные технологии образования, наиболее известны среди
них Самарская гуманитарная академия, Смоленский гуманитарный
университет, Татарский институт содействия бизнесу (Казань),
Казанский социально-юридический институт.
Еще один важный момент - трудоустройство
выпускников: есть частные вузы, где работают биржи труда,
заключаются договора о подготовке специалистов с организациями
и предприятиями (это Международный независимый эколого-политологический
университет, Татарский институт содействия бизнесу, Международный
институт менеджмента ЛИНК, Институт международного права и
экономики им. А.С. Грибоедова (Москва) и др.). К слову, законодатели
в ближайшее время, возможно, сделают попытку значительно облегчить
налоговый режим для предприятий, оплачивающих обучение своих
сотрудников или будущих сотрудников.
Поступив в хороший негосударственный вуз,
вы можете рассчитывать на работу в студенческом научном обществе,
участвовать в конференциях с последующей публикацией своих
удачных работ (к слову, среди победителей олимпиад по юридическим
наукам 40% - студенты негосударственных вузов), участвовать
в выпуске студенческой многотиражной газеты или в дискуссионных
круглых столах, "уроках парламентаризма" с привлечением
представителей органов власти, играть в команде КВН. Просто
спросите, есть ли в вузе что-либо из перечисленного - и делайте
выводы.
Хитрости - от бедности
Чтобы картина не казалась уж слишком
радужной, рассмотрим поподробнее и типичные нарушения и "болячки"
негосударственных вузов.
Явные нарушения - это ведение образовательной
деятельности представительствами вузов (которые в принципе
не имеют права учить студентов) и не имеющими лицензий филиалами.
Из-за таких нарушений были, например, изъяты лицензии у Института
международного бизнеса и Института предпринимательства и международных
связей в Ростове-на-Дону, Белгородского гуманитарно-экономического
института.
В аккредитованных негосударственных вузах
нередки случаи перевода студентов, обучавшихся по неаккредитованным
программам вуза или филиала, на аккредитованные программы
для завершения обучения и выдачи им диплома об образовании
государственного образца. Некоторые негосударственные вузы
ведут профильную подготовку школьников старших классов с тем,
чтобы после окончания школы зачислить их на второй или даже
третий курс вуза. При этом уровень подготовки по дисциплинам
средней школы приравнивается к уровню высшего образования.
Так вот, если вам обещают такие "хитрые" схемы,
знайте, что с этим явлением борется министерство, и вы можете
пасть жертвой этой борьбы.
Но главная проблема негосударственных вузов
- преподаватели. Большинство преподавателей негосударственных
вузов работает на условиях почасовой оплаты или совместительства.
Есть случаи, когда к преподаванию привлекаются лица, базовое
образование которых не соответствует преподаваемым дисциплинам.
Около 13% руководителей вузов и 25% руководителей филиалов
не имеют никакой ученой степени и ученого звания.
Хотя тенденции здесь скорее положительные.
Уже существует более 70 вузов, доля штатных преподавателей
в которых превышает 30% (три года назад таковых вузов было
всего десять). Практически в каждом аккредитованном вузе работают
10-25 докторов наук, профессоров. Да и внештатные преподаватели
бывают разные. Если в вузе преобладают совместители из госуниверситетов,
это не самый обнадеживающий признак ("здесь у нас зарплата,
а там - работа"). А если в вузе преподают по совместительству
люди с производства, из бизнеса, из сферы культуры, то, пожалуй,
стоит подумать, не предпочесть ли этот вуз государственному.
А вообще поведение профессиональных педагогов
- хороший индикатор состояния и перспектив вуза. Идут они
работать в штат - и вы можете вслед за ними идти в этот вуз
учиться.
Выживут сильнейшие
Планируемый переход государственных вузов
от традиционных вступительных экзаменов к системе "Единый
экзамен - государственное именное финансовое обязательство
(ГИФО)" резко изменит ситуацию на рынке платного образования.
Ведь система ГИФО предусматривает в основном частичную оплату,
доплату за обучение в государственном вузе тех, кто недобрал
баллов. И это оставляет не у дел демпингующих "частников".
И хотя предполагается, что в государственных вузах число мест
все равно останется ограниченным (они получат право принимать
с доплатой к ГИФО не более 50% студентов по каждой специальности),
демография работает в их пользу. Считайте. К 2008 году выпускников
средней школы будет 1,3 миллиона человек, а бесплатных мест
сейчас в учреждениях профобразования всех уровней - ПТУ, техникумах
и вузах - 1,7 миллиона. "Все равно 400 тысяч мест нужно
будет сократить, - разводит руками министр образования. -
При этом мы же не сможем закрыть все ПТУ - нужны разные специалисты.
Поэтому мы сократим часть приема в вузы, часть - в ПТУ и часть
- в техникумы". А негосударственным вузам придется активно
бороться за абитуриента.
Если ГИФО будет введено, даже те, кто ориентируется
на программу-минимум, задумаются: стоит ли поступать в плохонький
частный вуз, который может прекратить свое существование раньше,
чем я закончу последний курс? За те же деньги можно попасть
и в средненький государственный. С другой стороны, тем, кто
настроил себя на программу-максимум, почему бы и не выбрать
сильный негосударственный вуз, когда и госуниверситет попросит
вас доплатить за обучение приличную сумму.
Рейтинг за 2001 год
Негосударственные аккредитованные вузы
с контингентом студентов дневной формы обучения от 100 до
673 человек
- Институт международного права и экономики (Москва)
- Международный банковский институт (Санкт-Петербург)
- Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
- Институт специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург)
- Институт мировой экономики (Москва)
- Институт экономики, права и социологии (Сочи)
- Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (Красноярск)
- Первый московский юридический институт
- Тольяттинская академия управления
- Московский университет Туро
- Московский новый юридический институт
- Региональный открытый социальный институт (Курск)
- Уральский гуманитарный институт (Екатеринбург)
- Уральский институт фондового рынка (Екатеринбург)
- Челябинский гуманитарный институт
- Франко-российский институт делового администрирования (Обнинск)
- Донской юридический институт (Ростов-на-Дону)
- Санкт-Петербургский институт права им. принца П.Г.Ольденбургского
- Институт правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург)
- Институт экономики и управления (Пятигорск)
- Институт государственного администрирования (Москва)
- Академия управления и предпринимательства (институт) (Екатеринбург)
- Сергиево-Посадский гуманитарный институт
- Институт бизнеса и права (Санкт-Петербург)
- Институт экономики и финансов "Интерсертинг" (Санкт-Петербург)
- Институт мировой экономики и информатизации (Москва)
- Сибирский независимый институт (Новосибирск)
- Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
- Томский экономико-юридический институт
- Институт технологии и бизнеса (Находка)
- Тверской институт экономики и менеджмента
- Уральский институт коммерции и права (Екатеринбург)
- Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
- Владикавказский институт управления
- Ставропольский финансово-экономический институт
- Институт психологии и педагогики (Москва)
Февраль 2003 г.
10 лучших аккредитованных вузов России
- Российская международная академия туризма (Сходня)
- Московский международный университет
- Московская финансово-юридическая академия
- Татарский институт содействия бизнесу
- Московская международная высшая школа бизнеса
- Московский открытый социальный университет
- Московская академия экономики и права
- Институт управления бизнеса и права (Ростов-на-Дону)
- Краснодарский институт экономики, права и естественных специальностей
- Российский Новый университет (Москва)