Первое сентября
07.04.2003
Светлана Кириллова
Видимо, изжить репетиторство пока не удастся...
Сроки внедрения профильного обучения в школах России отодвинулись в Будущее. На заседании Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации образования был рассмотрен вопрос профильной школы. Члены совета взвесили все «за» и «против» и проявили здравый подход...
Весь прошлый год на «круглых столах» в Министерстве образования РФ, в Государственной думе и на региональных совещаниях обсуждалось, как вводить в старших классах российских школ профильное обучение. Концепция профильного обучения была одобрена президентом и сомнения не вызывала.
«Нужно или не нужно вводить профильное обучение – это вопрос решенный, – заявлял в 2002 году перед журналистами министр образования Владимир Филиппов, – Наша задача – дать детям качественное образование и за счет профильности изжить репетиторство».
Содержание углубленных курсов, которые будут предложены школьникам в старших профильных классах, не вызывало нареканий ни у экспертов, ни у представителей общественности. Доказательством тому послужила серия общественных обсуждений стандартов при Российском общественном совете по реформе образования (РОСРО). Как на самых бурных, граничащих с истерикой, обсуждениях стандарта (по литературе и математике), так и на самом мирном (по информатике) эксперты от общественности спорили главным образом о содержании базового стандарта, предназначенного для 9-летней школы. Содержание профильного стандарта, то есть углубленных программ по тем или иным предметам для старших классов, почти не пробуждало у участников дискуссии желания ломать стулья. В этом стандарте все казалось хорошо и правильно.
Председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы Александр Шишлов весь 2002 год на встречах с журналистами подчеркивал, что переход к профильному обучению потребует изменений в законодательстве. «Одна из серьезных проблем – стимулирование тех, кто переходит на обучение по профильным программам, – заявил Шишлов, – Наши предложения – государственное стимулирование педагогического труда, поощрение тех, кто работает на профильном уровне. Это должна быть государственная политика поддержки педагогов, работающих на переднем крае образования».
По последней статистике, 96 процентов учащихся идут в старшие классы, чтобы затем поступить в вуз. Страх попасть на службу в армию уже не играет главной роли в поступлении в старшие классы. Теперь каждому школьнику законодательно дана одна попытка для поступления в высшее учебное заведение или техникум. Реформаторам казалось, что идея профильного обучения понравится населению. Крупных препятствий на ее пути не ожидали.
Однако уже в декабре 2002 года появились первые завалы. Законопроект о стандартах не был принят Государственной думой.
Незадолго до первого перенесения даты слушаний в 2002 году министр образования Владимир Филиппов откровенно признал: «Принимать стандарты уже поздно». Даже если бы Дума приняла стандарты в 2002 году, издательства учебной литературы смогли бы подготовить первый экспериментальный учебник для профильной школы не раньше осени 2003 года.
Отныне каждый учебник, по которому будет вестись обучение (в том числе профильное), должен, по словам министра образования, получить гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» (именно «Рекомендовано», а не «Допущено», что предполагает несколько лет апробации). Если бы первый учебник для профильной школы вышел к началу 2003/04 учебного года, он все равно не смог бы получить гриф «Рекомендовано» к 2005 году. Следовательно, в декабре 2002 года сроки рухнули.
Первый заместитель министра образования Виктор Болотов тогда же предложил другой вариант: региональным руководителям будут рассылаться рекомендации: какие места в каких старых учебниках соответствуют базовому стандарту, а какие – профильному. Возможно, именно таким образом на первых порах (то есть от 2006/07 учебного года и далее) будет решен вопрос с учебниками для профильной школы. После заседания Координационного совета министр образования Владимир Филиппов подтвердил, что переход на профильное обучение по графику в 2005/06 году маловероятен.
Вряд ли это утверждение вызвало у Владимира Филиппова затруднения. Всерьез дату всеобщей профилизации России все равно никто не принимал. Еще в декабре 2002 года на всероссийском совещании, посвященном модернизации образования, региональные министры образования задавали представителям Министерства образования РФ много вопросов о профильной школе. Поскольку совещание проходило в узком кругу, министрам (если они не изъявят желания поучаствовать в локальном эксперименте по предпрофильному обучению) посоветовали забыть о профилях до 2005 года. По простой причине: до 2010 года никакого профильного обучения в школах России не предвидится.
В этом году в 7-8 регионах России должен был начаться эксперимент по внедрению предпрофильной подготовки в 9 классах. К участию в эксперименте приглашались те регионы, где уже проходил широкомасштабный эксперимент по отработке нового содержания образования. Предполагалось задействовать около 100 школ, приблизительно по 10-15 школ в каждом экспериментальном регионе. Цель – отработка моделей профилизации в сельских школах, маленьких и крупных городах.
На заседании Координационного совета было решено, что предпрофильный эксперимент начнется вовремя – в сентябре 2003 года. В конце концов, для него-то не требуются ни новые учебники, ни переподготовленные учителя. Все будет решаться на месте. На то и эксперимент.