По материалам:
Информика.ru
Состояние и перспективы развития современной российской школы.
|
Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1 - 4 класс - начальное образование, 5 - 9 класс - основное, 10 и 11 классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования. Дети начинают учиться в 6-7 летнем возрасте.
|
В рамках модернизации образования в 2002 году 2000
учеников в качестве эксперимента обучаются по 12-летней программе.
До сих пор
сохраняется сеть вечерних общеобразовательных заведений, предназначенных для
рабочей молодежи. В последние годы число таких заведений сократилось.
Сократилось также количество школ, где обучение ведется в две и более смены.
Деятельность
современных общеобразовательных учреждений регулируется Типовым
положением об общеобразовательном учреждении принятом Правительством России 19.03.2001 г. и Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (редакция от 09.09.1996)
Школа последнего десятилетия
Трудное становление экономической системы новой
России, ухудшение бюджетного финансирования и падение ВВП привели к снижению
затрат на одного учащегося общеобразовательной школы. Важнейшим фактором,
влияющим на систему общего среднего образования, стала стремительная дифференциация в экономическом положении регионов.
Вместе с тем содержание образования обновилось и стало предполагать различные варианты, появились негосударственные школы. Средние школы и учителя получили право самостоятельного выбора программ и учебной литературы. Значительно изменилось содержание гуманитарных дисциплин; появился ряд факультативных курсов по социально-экономическим дисциплинам: политологии, социологии, экономике, праву и т.п., в школах преподаются такие новые предметы, как информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельности и др.
Ответственность
за финансирование среднего образования, включая обеспечение учебной
литературой, а также полномочия по управлению этим сектором перешли с
федерального на региональный уровень.
Пик рождаемости 1983г. привел к увеличению количества
учащихся за последнее десятилетие на 10%. Кроме того, часть молодёжи, которая
раньше направлялась в учреждения начального и среднего профессионального
образования, теперь предпочитает продлить своё пребывание в
общеобразовательной школе с целью повысить свой уровень знаний и отложить
начало профессиональной жизни. Это продиктовано и тем, что предприятия,
особенно сектора услуг, предпочитают брать на работу молодёжь, имеющую
образование, зачастую высшее.
Число общеобразовательных школ остается стабильным, приближаясь
к 70 тысячам. В них обучается 20 миллионов
детей. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых
высоких в мире и составляет 81% от численности населения в возрасте от 7 до17
лет включительно.
При этом
сократилось число начальных (в основном в сельской местности) и основных
школ, зато выросло количество средних (полных), школы дифференцировались по
видам - стали появляться гимназии и лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. На начало 2001-2002 учебного года действовало 7192 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов.
Гимназия - общеобразовательное учреждение, реализующее
общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования,
углубленные по предметам гуманитарного профиля.
Лицей - общеобразовательное учреждение, реализующее
общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования,
углубленные по предметам технического или естественно-научногопрофиля.
Основными
задачами гимназий и лицеев, как и других общеобразовательных учреждений,
являются: создание условий для развития его склонностей, интересов и
способности к социальному самоопределению, развития интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Сегодня доступ к
качественным образовательным услугам средней ступени в России для разных слоев населения неодинаков. Это зависит и от достатка семьи, и от общего уровня культуры и воспитания ребенка. Выход из создавшегося положения видится государством в изменении форм управления и контроля общеобразовательных учреждений. Указом Президента Российской Федерации "О дополнительной поддержке общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации" ставится задача повсеместного создания школьных попечительских советов как
общественно-государственных органов, стимулирующих приток в школу дополнительных внебюджетных средств и обеспечивающих контроль за их целевым
использованием. Примерное положение о Попечительском совете общеобразовательного учреждения разработано Минобразованием России и утверждено правительством РФ 10.12.99. В нем изложены основные функции и направления деятельности совета в рамках школы. Порядок выборов и границы полномочий должны содержаться в уставе школы, учитывающем ее специфику.
Основными задачами развития системы общего образования, сформулированными в Национальной доктрине развития образования и в
Федеральной программе развития образования, являются обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество.
Количество школ более чем 67 тысяч
Учебные годы |
1992/ 1993 |
1993/ 1994 |
1994/ 1995 |
1995/ 1996 |
1996/ 1997 |
1997/ 1997 |
1998/ 1999 |
1999/ 2000 |
2000/ 2001 |
2001/ 2002 |
Общее число учащихся (тыс. чел.) |
20503 |
20565 |
21104 |
21521 |
21682 |
21683 |
21429 |
20641 |
19821 |
19190 |
Число дневных государственных общеобразовательных учреждений |
68270 |
68110 |
68187 |
68446 |
68259 |
67862 |
67321 |
66367 |
65899 |
65665 |
Из них: |
Начального образования |
17215 |
17231 |
17142 |
17124 |
16769 |
16332 |
15781 |
15346 |
14848 |
14237 |
Основного образования |
14539 |
14145 |
13944 |
13755 |
13596 |
13378 |
13198 |
12808 |
12586 |
12401 |
Учреждения с углубленным преподаванием
ряда предметов |
7026 |
6849 |
7525 |
8200 |
8097 |
7580 |
6159 |
5596 |
5316 |
5298 |
Число негосударственных общеобразовательных учреждений |
360 |
368 |
447 |
525 |
540 |
570 |
568 |
573 |
603 |
662 |