БИОЛОГИЯ
|
Экзаменационные
билеты по биологии составлены в соответствии с «Обязательным
минимумом со держания основного общего образования» и
требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы. Каждый
билет включает два теоретическихвопроса и одно
практическое задание. |
При выполнении учащимися практического
задания следует обратить внимание на технику проведения
эксперимента, оформление записей и рисунков, объяснение на основании
полученного результата. При отсутствии необходимого оборудования
задание билета может быть заменено на другое, равноценное по
сложности и значимости. Для выполнения заданий целесообразно
использовать характерные для данного региона объекты растительного и
животного мира.
Билет № 1
Взаимосвязь пластического и
энергетического обмена веществ.
Усложнение организации растений в
процессе эволюции. Причины эволюции.
Определите увеличение школьного
микроскопа, подготовьте его к работе.
Билет № 2
Дыхание
организмов, его сущность и значение.
Царство растений. Их
строение и жизнедеятельность, роль в природе и жизни человека.
3. Рассмотрите готовый
микропрепарат простейшего и назовите его вид.
Билет № 3
Транспорт
веществ в живых организмах.
Усложнение
организации хордовых в процессе эволюции. Причины эволюции.
3.
Приготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат ( кожицы
чешуи лука или листа элодеи). Зарисуйте клетку и подпишите ее части.
Билет № 4
1. Химический состав клетки. Роль воды и
неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
2.
Организмы-паразиты. Особенности их строения и жизнедеятельности.
3. Составьте схему цепей
питания наземной экосистемы, компонентами которой являются: растения,
ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данной цепи
наиболее часто встречается в других цепях питания.
Билет № 5
Белки, их роль в
организме.
Биологическое значение размножения
организмов. Способы размножения.
3. Рассмотрите под микроскопом
микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявите их
различия.
Билет № 6
1.
Углеводы и жиры, их роль в организме.
2.
Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика
ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.
3. Составьте
схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают: карась, улитки
(прудовик и катушка), растения ( элодея и валлиснерия),
инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в
аквариуме, если из него удалить моллюсков.
Билет № 7
1. Ядро, его строение и роль в
передаче наследственной информации
2.
Современная система органического мира.
3.
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты тканей растений.
Найдите среди них покровную. Поясните свой выбор.
Билет № 8
Деление клетки — основа размножения и
роста организмов.
Бактерии – доядерные организмы.
Особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни
человека.
3.
Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства
(крестоцветных, розоцветных, мотыльковых, пасленовых и др.), наиболее
распространенного в вашем регионе. Дайте их систематику.
Билет № 9
1.
Фотосинтез. Космическая роль растений.
2.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
3. Рассмотрите под
микроскопом микропрепараты клеток различных организмов,
определите животную клетку.
Билет № 10
1.
Отличительные признаки живых организмов.
2.
Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.
3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены
зеленой. Объясните, почему ботаники относят ее к растениям, а
зоологи - к животным.
Билет № 11
1.
Наследственность и изменчивость – движущие силы эволюции.
2.Естественные и
искусственные экосистемы, их особенности.
3. Среди
нескольких комнатных растений найдите однодольное и двудольное,
назовите их отличительные признаки.
Билет № 12
1.Доядерные
и ядерные организмы, их характеристика.
2.
Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости
биосферы.
Среди
пробирок о семенами выберите семена, высеваемые на глубину.
Обоснуйте свой выбор.
Билет № 13
1. Биологическая природа и
социальная сущность человека.
2.Эволюция органического мира;
ее причины и результаты.
3.
Используя таблицы и рисунки, опишите приспособления к жизни в почве у
дождевого червя, крота. Объясните, как могли возникнуть эти
приспособления.
Билет № 14
1. Питание, его
значение в жизни организма. Особенности питания растений.
2.
Естественный отбор - движущая сила эволюции.
3. Используя
таблицы, рисунки и гербарные экземпляры, опишите приспособления к
среде обитания у верблюжьей колючки, клюквы, осота. Объясните, как
могли возникнуть эти приспособления.
Билет № 15
1. Биотические
связи, их роль в экосистеме.
2. Витамины, их
роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в продуктах
питания.
3.Выполните
задание. Потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может
составить более 200 млрд особей. Объясните,' почему этого не
происходит в природе.
Билет № 16
1. Вирусы — неклеточная форма жизни,
особенности их строения и функционирования. Вирусы - возбудители
заболеваний.
2. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью.
3. В
коллекции грибов найдите трутовик. Объясните, почему его относят к
грибам-паразитам.
Билет № 17
l.
Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
2.
Общая характеристика царства животных. Роль животных в биосфере.
3.
Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля,
земляники.
Билет № 18
Учение Ч.
Дарвина об эволюции органического мира.
Черты
сходства и различия человека и млекопитающих животных.
3.
Используя комнатные растения, укажите черты приспособленности их к
выполнению функции воздушного питания.
Балет № 19
Строение и жизнедеятельность
растительной и животной клеток. Черты их сходства и различия.
Наследственные заболевания человека;
их предупреждение.
Заложите опыт, доказывающий
необходимость наличия воздуха для прорастания семян.
Билет № 20
1.
Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции.
2.Рефлекс -
основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их
роль в жизни человека и животных.
3. Заложите
опыт, доказывающий необходимость наличия воды для прорастания семян.
Билет № 21
Многообразие видов — результат
эволюции. Редкие и исчезающие виды растений и животных; меры их
сохранения.
Факторы, сохраняющие и разрушающие
здоровье человека.
Заложите опыт, доказывающий
необходимость наличия света для процесса фотосинтеза.
Билет № 22
1.
Доказательства происхождения человека от животных.
2.
Общая характеристика царства грибов.
3. Выполните задание. В лесу вырубили все
дуплистые деревья, после чего крепкие, молодые деревья были
объедены вредителями, и лес погиб. Объясните почему.
Билет № 23
1.
Основные методы селекции растений и животных.
2; Лишайники, их строение, место в системе
органического мира, роль в природе.
3. Выполните задание.
Подсчитали, что на площади леса в 1 га обтает 20 пар насекомоядных
птиц и одна пара хищных. Школьники повесили на данной территории 60
скворечников. Объясните, нужно ли такое количество скворечников на
данной площади.
Билет
№ 24
1 . Загрязнение природной среды мутагенами, его
последствия.
2. Гормоны, их роль
в регуляции деятельности организма.
3.
Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите среди них съедобные и
ядовитые; назовите меры первой доврачебной помощи при
отравлении грибами.
Билет № 25
1.Вид,
его характеристика. Многообразие видов.
2. Ферменты, их
роль в организме.
3.
Выполните задание. В возрасте 1—2 лет на 1 га леса можетрасти
около 20 тыс. растений. Через 100 лет на этой площади остается
400—700 деревьев. Объясните, почему.
Билет
№ 26
1. Движущие силы эволюции, их
взаимосвязь.
2.
Высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его
поведения.
3. Выполните задание. Истребление волков в ряде
районов нашей страны привело к резкому увеличению численности
копытных, которые уничтожили некоторые виды кустарников и
подрастающих деревьев. Как восстановить равновесие в данном
сообществе.
Билет № 27
Изменения
в биосфере под влиянием деятельности человека.
Гигиена
умственного и физического труда. Приемы, способствующие
повышению его продуктивности.
Подсчитайте
свой пульс. Определите, имеются ли отклонения от нормы.
Поясните ответ.
Билет № 28
1.Уровни
организации живой природы, их характеристика.
2.Вредные привычки, их отрицательное
влияние на организм.
3. Продемонстрируйте меры первой
доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов руки.
Билет № 29
1. Основные направления эволюции
органического мира.
2. Бактерии, их строение, место в системе
органического мира, роль в природе.
3. Продемонстрируйте, меры,
первой доврачебной помощи при растяжении связок одного из суставов
указательного пальца.
Билет № 30
1.
Экологические факторы; их влияние на организм.
2.
Основные направления развития биотехнологии.
3.
Рассмотрите несколько растений одного вида (живые растения или
гербарные материалы). Выявите у них черты сходства. Укажите, какие
признаки наиболее изменчивы. Объясните, чем обусловлено сходства и
различие особей.