По материалам
Российской газеты
13.10.2004
Итоги ЕГЭ подведены В.Болотовым на IV всероссийском совещании по ЕГЭ.
|
Тринадцать новых регионов присоединятся в этом году к прошлогодним участникам ЕГЭ. Об этом объявил вчера руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов на IV Всероссийском совещании по ЕГЭ. |
По мере приближения развязки дискуссия о перспективах ЕГЭ в нашей стране, не утихающая в течение всех лет эксперимента, становится все более активной. Новую волну прогнозов вызвала недавняя смена руководства Министерства образования и науки РФ. По мнению некоторых экспертов, реорганизация образовательного ведомства ставит крест на прежних направлениях реформы российского образования вообще и ЕГЭ в частности. Другие аналитики, напротив, полагают, что причиной кадровых перестановок в минобразе является, помимо прочего, желание Кремля ускорить ход реформ и повысить их эффективность.
Особый интерес в связи с этим представляет мнение человека, с именем которого напрямую связывают идею введения ЕГЭ в стране, - бывшего министра образования России, а ныне помощника премьер-министра Фрадкова Владимира ФИЛИППОВА.
- Владимир Михайлович, как вы оцениваете позицию нового руководства Министерства образования и науки РФ по отношению к ЕГЭ?
- Как взвешенную. Лично мне импонирует желание найти в данном вопросе "золотую середину".
- То есть вы согласны с тем, что технология проведения ЕГЭ пока далека от совершенства?
- Конечно. К очевидным недостаткам эксперимента, следует отнести слабую работу по разъяснению его целей и задач, сути процедур в рамках ЕГЭ, а также разного рода организационные сбои и неувязки. Последнее, наверное, во многом можно объяснить огромными размерами и расстояниями нашей страны, и тем, что Единый госэкзамен - явление для страны абсолютно новое.
Вполне обоснованна критика и по поводу качества контрольно-измерительных материалов. Но процесс их совершенствования, в котором принимают участие специалисты Российской академии образования, ученые, преподаватели школ и вузов, идет постоянно. Особое внимание следует уделить вопросам качества обработки результатов ЕГЭ, информационной безопасности. Таких "слабых звеньев" в процедуре ЕГЭ пока немало.
Но одно дело - конструктивная критика, и совсем другое - голословные обвинения и заявления о "примитивности" тестов, об "оболванивании" наших детей, о том, что хорошего результата на Едином госэкзамене якобы можно добиться методом "тыка". Мы неоднократно через прессу обращались к авторам подобных заявлений, к учителям и профессорам с призывом самим попробовать сдать ЕГЭ, хотя бы по своему профильному предмету. На моей памяти откликнулись единицы, среди них - бывший министр образования СССР, член-корреспондент РАН Ягодин. В 2002 году, выполнив экзаменационные задания по химии, он пришел к выводу, что они отнюдь не примитивны, а, напротив, слишком сложны для выпускников, и представил нам свои предложения на сей счет.
- Какие чувства вызвало у вас опубликованное в прессе открытое письмо группы ученых к президенту России, в котором содержатся резкая критика ЕГЭ и требование прекратить эксперимент?
- Подавляющее большинство людей, подписавших это письмо, никакого отношения к проведению эксперимента по введению ЕГЭ не имело. Практически никто из них не принимал участия в ежегодных конференциях и совещаниях по данному вопросу. Одним словом, авторы письма пытаются рассуждать о вещах, которых либо вообще не знают, либо имеют о них весьма отдаленное представление.
- Как вы оцениваете итоги неполных четырех лет эксперимента по введению ЕГЭ?
- На мой взгляд, организаторы эксперимента достаточно успешно решают две главные задачи, которые были перед ними поставлены, - создание системы объективной оценки знаний выпускников и одновременно - качества процесса обучения в школе, а также повышение доступности высшего образования. Это то, что сегодня жизненно необходимо российскому образованию.
Хотелось бы напомнить, что и президент Путин в послании Федеральному Собранию РФ говорил: "Выпускники школ - независимо от имущественного положения родителей - должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения". На это и нацелен ЕГЭ.
Кроме того Единый госэкзамен представляет собой прекрасный инструмент мониторинга образовательной сферы, что признают даже самые непримиримые противники эксперимента. К счастью, сторонников ЕГЭ, людей, которые видят реальные преимущества и достоинства этой модели, все-таки больше. Об этом неопровержимо свидетельствует статистика. В 2004 году в эксперименте приняли участие 64 субъекта Российской Федерации - на абсолютно добровольной основе, что и предусмотрено форматом эксперимента. Более 800 тысяч выпускников сдали Единый госэкзамен в общей сложности по 12 предметам. Благодаря ЕГЭ ведущие вузы страны получили массу талантливых ребят из глубинки. Об этом говорят сами ректоры и преподаватели образовательных учреждений. Эффект мог быть еще большим, если бы некоторые вузы не продолжали так упорно игнорировать Единый госэкзамен: кто-то - из боязни всего нового, кто-то - под чьим-то давлением, кто-то - по корыстным соображениям. Не секрет, что система ЕГЭ, кроме всего, еще и эффективное средство в борьбе с коррупцией.
- Какой вам видится дальнейшая судьба ЕГЭ в России?
- Этот вопрос нужно задать абитуриентам, поступившим в вузы по результатам ЕГЭ, их родителям, членам предметных комиссий, оценивающим работы по ЕГЭ, общественным наблюдателям - то есть тем, кто не понаслышке знает, что такое Единый госэкзамен. Судьбу ЕГЭ должны решать не лоббисты или противники эксперимента, проживающие в пределах Садового кольца, а его участники в регионах страны.
В эксперименте будут участвовать 2 тысячи средних специальных учебных заведений и 1650 вузов - почти вдвое больше, чем в прошлом году. Виктор Болотов подчеркнул, что вузы, вновь участвующие в эксперименте, выделяют под ЕГЭ половину своих специальностей и направлений подготовки. Те же вузы, которые участвуют в эксперименте уже не первый год, должны предлагать на конкурс по результатам ЕГЭ все свои специальности. Это требование вполне понятно хотя бы потому, что на будущий год 83 процента всех выпускников российских школ (или миллион двести тысяч ребят) будут писать Единый госэкзамен.
В некоторых регионах ЕГЭ сдают по одному или двум предметам, чаще всего это русский язык и математика. Но есть и такие, например Самарская область, где в форме ЕГЭ сдают все 13 предметов школьной программы. Министр образования и науки Самарской области Ефим Коган недоволен даже тем, что физкультуру и ОБЖ до сих пор не перевели в форму Единого госэкзамена. Правда, не очень понятно, как сдавать эти предметы письменно...
В 2005 году в некоторых регионах, которые участвуют в эксперименте с 2001 года, Единый будет проводиться уже в штатном режиме. Среди этих регионов - Самарская, Челябинская и Псковская области.
Говорилось на совещании и о недостатках при проведении ЕГЭ. Как сообщил Виктор Болотов, пятая часть всех сдававших ЕГЭ по математике в 2004 году написали на "двойку". Что тому виной: крайне низкий уровень преподавания в школе или завышенные требования стандарта по математике - в этом еще предстоит разобраться. Большинство ребят, которые сдавали ЕГЭ по литературе, даже не приступили к части "С" теста - написанию эссе. Не умеют выражать собственные мысли? А вот выпускники, сдававшие историю и обществоведение, наоборот, порадовали независимостью суждений в ответах на часть "С".
Серьезные претензии у Рособрнадзора к тем вузам, которые принимали к себе с баллами ниже "егээшной" тройки. То есть принимали двоечников. "Мы будем прекращать финансировать бюджетные места в таких вузах и пересматривать вопрос об их аккредитации", - заявил Виктор Болотов.
Часть ребят воспользовались в своих интересах правилом - "плюс один балл", которое действовало в этом году. То есть: если ты решаешь минимум заданий ЕГЭ и получаешь "два", то в аттестат идет "тройка". В будущем такая ситуация должна быть исключена: если уж ученик сам выбирает ЕГЭ, то никакого дополнительного балла в аттестат ему добавлять не будут.
Как было заявлено на совещании, медалисты в скором времени лишатся своих льгот при поступлении в вузы: с повсеместным введением ЕГЭ эти льготы просто потеряют смысл. А вот участники региональных олимпиад, наоборот, должны получить определенные преимущества при зачислении в вузы.
Директор Центра тестирования Минобрнауки Владимир Хлебников посетовал на то, что регионы недостаточно ответственно подходят к заказу вариантов контрольно-измерительных материалов. С огромным трудом этим летом в Мордовию доставили 500 вариантов КИМов для медалистов: по дороге сломалась машина, пришлось перекладывать ценный груз в другую. Но когда привезли эти суперзасекреченные пакеты на место, в достаточно труднодоступный регион, выяснилось, что вся катавасия была ради одного-единственного медалиста.
Кстати
У руководителей региональных органов управления образования в свою очередь есть претензии к вузам, некоторые из которых продолжают игнорировать результаты ЕГЭ, даже несмотря на указания своих ведомств. Ефим Коган рассказал об эпопее Лены Жуковой из Тольятти, которая сдала два предмета Единого госэкзамена на двести баллов (уникальный в России результат). Ее приняли в МГУ. Но девушке не только пришлось сдавать на исторический факультет все экзамены (как известно, МГУ не учитывает результаты ЕГЭ): понадобилось личное вмешательство ректора Виктора Садовничего.
Ефим Коган предложил в обязательном порядке сдавать хотя бы три экзамена в форме ЕГЭ: русский язык, математику и иностранный язык. Единый по иностранному мог бы косвенно свидетельствовать об инвестиционной привлекательности государства. А вот у представителей Калининградского университета как раз к Единому по иностранному больше всего вопросов. Дело в том, что экзамен проводится в письменной форме и не учитывает навыков произношения и понимания устной речи, а для отличного знания иностранного языка такие навыки просто необходимы.