Автор: Анастасия Иванова
По материалам: «Куда пойти учиться»
Что выбирают абитуриенты? Самые популярные направления.
|
Не за горами выпускные экзамены в школах, затем вступительные в институтах.
Многие старшеклассники готовятся стать студентами, и вузы широко распахивают
перед ними свои двери. Как не ошибиться – сделать правильный выбор? Специальностей
так много! Чем руководствоваться в первую очередь: престижем, интересом
к профессии, а может быть, будущей хорошей зарплатой? Вопросы, вопросы,
вопросы. |
Не так страшен выбор, как его…
Давайте обратимся к опыту тех, кто уже нашел для себя ответы
на эти непростые вопросы. Ведь не каждый выходит на дистанцию,
не зная в какую сторону бежать. Тем более что, по мнению преподавателей
и сотрудников приемных комиссий, сейчас абитуриенты куда более
прагматичны, чем их недавние предшественники. И большинство
уже определились, где и на кого они будут учиться.
Вот что показал социологический опрос, проведенный нашим журналом
среди молодых людей, без пяти минут студентов, на выставке
«Образование и карьера», проходившей с 11 по 14 апреля 2002
г.
Самой привлекательной на сегодняшний день
они считают ЭКОНОМИКУ. Затем следуют ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
и ПСИХОЛОГИЯ. Завершают «горячий» список РЕКЛАМА
и МЕНЕДЖМЕНТ.
А вот рейтинг наиболее ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
немного отличается. Здесь с небольшим отрывом лидирует, как
и в прошлые годы, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. На второе место, опередив
ЭКОНОМИКУ, вышла ИНФОРМАТИКА. Особенно радует,
что, наконец-то, снова заговорили об ИНЖЕНЕРНЫХ специальностях,
а также МЕДИЦИНЕ и БИОЛОГИИ.
Меняются с годами и критерии перспективности
профессии. Еще несколько лет назад многие ставили на первое
место уважение и престиж в обществе. Сейчас же эти понятия
отошли на задний план. Бесспорный лидер – хорошая оплата.
Второе и третье место занимают «возможность сделать карьеру»
и, конечно же, «гарантированное трудоустройство».
Прогноз на ближайшие годы
Выбирая профессию, практически каждый стремится заглянуть в будущее и оценить
свои перспективы через 4–5 лет, когда настанет время получать диплом и искать
работу. Но столь долгосрочный и одновременно точный прогноз трудно сделать даже
опытному специалисту по кадрам. Большинство аналитиков предпочитают ограничиваться
периодом в 1–3 года, поскольку в нашей стране рынок труда пока складывается
под влиянием нестабильных экономических условий.
И все же по таким краткосрочным прогнозам можно «набросать» примерную картину,
какие специальности и в каких сферах будут наиболее востребованы в ближайшие
несколько лет.
Среди ЭКОНОМИЧЕСКИХ специальностей на верхней ступени, судя по всему,
скоро окажутся «финансы и кредит», в то время как «бухучет и аудит» немного
потеряли в популярности. Хотя профессия бухгалтера, несомненно, еще долго будет
входить в горячую десятку лидеров рынка труда.
По наблюдению Никитиной Т.Е., декана экономического факультета Международного
Славянского Университета им. Г.Р. Державина, среди студентов, избравших специальность
«финансы и кредит», наблюдается смещение приоритетов в сторону финансового менеджмента
промышленных и торговых предприятий. А ведь всего несколько лет назад большинство
выбирали более перспективную банковскую сферу. Но ситуация в последней сейчас
стабильна, и потребность в кадрах там уже не так остра, как на производстве.
«Бухучет и аудит» также в последнее время тяготеет к промышленности и торговле
– областям, которые начинают активно развиваться.
А вот что говорит Шардин В.В., проректор Института современной экономики:
«Среди экономических специальностей очень популярной и наиболее универсальной
является «экономика и управление». Это такое же широкое направление,
как инженерия в советский период. В ее рамках у студентов есть возможность освоить
самые различные специализации. «На выходе» молодой человек, имеющий такой диплом,
востребован как специалист среднего и далее – высшего звена управления промышленными
и непромышленными сферами народного хозяйства».
На ЮРИДИЧЕСКИХ факультетах первенство удерживают такие специализации,
как гражданское и финансовое право. С небольшим отставанием за ними следуют
государственное и уголовное.
Как рассказал Белоусов А.А., заместитель декана юридического факультета Российского
университета дружбы народов (РУДН), популярность юридических специальностей
основана на двух главных составляющих. В первую очередь, это востребованность
юристов-практиков, способных работать в условиях рыночной экономики в любой
области правовых отношений, будь то международные отношения, отношения государства
и личности, компаний-партнеров, граждан и правоохранительных органов. Второй
компонент – достаточно высокий уровень доходов. Юриспруденция находится на одном
из самых «оживленных» перекрестков профессиональных путей. Поэтому в обозримом
будущем для квалифицированных специалистов права всегда будет гореть зеленый
свет.
Так же считает Халевинская Е.Д., ректор Института мировой экономики: «Наряду
с государственно-правовой специализацией, мы предлагаем студентам и гражданско-правовую.
Выбравшие ее ребята потом гарантированно устроятся на хорошо оплачиваемую работу,
даже не имея большого опыта. Во многих организациях, которые появились в последнее
время, требуются юристы такого профиля. К тому же именно эта специализация постоянно
подвергается изменениям. Если правоохранительные органы, да и судебная система
(сколько бы об этом ни говорили) практически остались прежними, то адвокатура,
нотариат развиваются. И дальше будет так же».
С другой стороны, из-за большого количества вузов, предлагающих всем желающим
получить юридическое образование, на сегодняшний день произошло перенасыщение
рынка юристами со «средненьким» высшим образованием. Поэтому уже сейчас при
трудоустройстве в частную компанию или государственные органы идет процесс селективного
отбора сотрудников-юристов. Работодатели все придирчивее относятся к качеству
полученного образования, больше смотрят не на оценки по предметам, а на практические
навыки и профпригодность. И если раньше никто не интересовался вузом, который
закончил кандидат, то сейчас диплом престижного учебного заведения имеет большой
вес.
В ПСИХОЛОГИИ сегодняшние студенты отдают предпочтение таким направлениям,
как «психология бизнеса и рекламы», «организационное консультирование», «психология
управления и кадровые технологии». Бывшие ранее очень популярными «возрастная
психология» и «психологическое консультирование» постепенно отходят на второй
план. Это связано, главным образом, с пессимизмом «первой волны» выпускников,
которые не могут пока надеяться на достойный заработок в должности школьного
психолога или практикующего психолога-консультанта. А вот «семейная психология»
сохраняет свои позиции.
«Около 60 % поступающих к нам на факультет психологии, – рассказывает Шардин
В.В., – специализируются на «семейной психологии». Ведь по статистике большинство
работающих в секторе частного предпринимательства психологов занимаются именно
семейным консультированием и психотерапией.
Примерно 40 % студентов выбирают «психологию бизнеса». Но, на мой взгляд,
эта специализация для России несколько вторична. Сфера бизнеса пока достаточно
консервативна для того, чтобы сделать психолога постоянной штатной единицей».
К психологам, желающим работать в перспективной (и выгодной) области обучения
персонала, у многих работодателей все чаще возникает скептическое отношение.
Их деятельность может навредить бизнесу, если тренинг по развитию конкретных
навыков персонала (например, умению продавать определенную продукцию или вести
переговоры) превращается в тренинг личностного роста, а консультирование – в
психоанализ. Поэтому студенты, решившие сделать карьеру в качестве бизнес-тренеров
или оргконсультантов, параллельно с вузовским все чаще стремятся получить дополнительное
прикладное образование (например, пройти специальный тренинг тренеров). Нужно
успеть набрать достаточный практический опыт в той области, в которой планируется
вести обучение.
РЕКЛАМНЫЙ бизнес переживает активный подъем, поскольку это направление
только недавно выделилось в самостоятельную дисциплину, по которой можно защитить
диплом. Но в подходах к обучению «рекламщиков» пока существуют разногласия.
Одни вузы стремятся подготовить специалистов широкого профиля – маркетологов
и менеджеров по рекламе, другие развивают узкие специализации, такие, как рекламный
дизайн, PR в отрасли Hi-Tech или реклама в IT.
Своим мнением о перспективах построения карьеры абитуриентами 2002 года, выбравшими
рекламу, делится Шаппо С.А., заместитель директора Института дизайна и рекламы:
«Успех будущего трудоустройства зависит от концепции выбранного вуза и его стратегии.
Старая схема политехнического образования подразумевала подготовку специалистов
широкого профиля. Сегодня требуются специалисты узкопрофессиональные, но с широкими
возможностями. Основная проблема в том, что у студентов нет серьезной практики.
Как найти возможность адаптироваться к работе еще в процессе обучения? Есть
несколько путей. Иногда на 3–4 курсах студентов-дневников переводят на вечернее
отделение и буквально заставляют работать, тогда к 5-му курсу они уже имеют
практический багаж и возвращаются к дневной форме обучения. Второй путь, с моей
точки зрения, наиболее эффективный – активное внедрение студентов 4–5 курса
в производственный процесс, иными словами, стажировка. Те, кто еще в вузе получат
возможность попрактиковаться, много от этого выиграют.
Если говорить о наиболее востребованных в рекламе направлениях, это «менеджмент
и маркетинг в рекламе», «реклама в новых технологиях» (интернет-реклама, электронная
коммерция). Вообще реклама «подчиняется» той области, которая на сегодняшний
день лидирует (сейчас это информационные технологии). Реклама – сопутствующее
направление, которое может быстро изменяться. Так что студентам не стоит бояться
остаться без работы, конечно, при условии, что они не ошиблись с выбором вуза».
На рынке МЕНЕДЖЕРОВ разного уровня по-прежнему наиболее востребованы
специалисты по продажам и работе с клиентами, а также по кадрам. «Новенькие»
для нашей страны, но не последние по значимости в этой профессии – проджект-менеджер
и менеджер по качеству. Проджект-менеджер отвечает за ведение и успешную реализацию
бизнес-проектов внутри компании, а менеджер по качеству – за соответствие требованиям
международных стандартов, выраженное в присуждении ей сертификата ISO-9000.
На Западе никто не будет принимать всерьез фирму, если у нее нет такого сертификата,
а получить его очень трудно. И чем чаще происходит общение с зарубежными партнерами,
тем очевиднее, что специалисты по "внутреннему и внешнему управлению качеством"
через несколько лет окажутся совершенно необходимыми в любой области.
Комментарий Куренкова А.М., проректора по учебной работе Московского института
предпринимательства и права: «Если говорить об управленцах, то здесь все по-прежнему
– популярны такие специальности, как «менеджмент организаций», «государственное
и муниципальное управление». Требуется все больше грамотных специалистов для
различных сфер торговли и производства».
Среди будущих руководителей, топ-менеджеров теперь уже необходимым условием
успешного построения карьеры стало получение дополнительного международного
бизнес-образования с присвоением квалификации MBA (Master of Business Administration).
Многие студенты, учащиеся факультета менеджмента, стремятся параллельно с учебой
в основном вузе «добраться» до этого заветного диплома.